Основные проблемы при принятии ребенка в семью

Основные проблемы при принятии ребенка в семью

Основные проблемы при принятии ребенка в семью

Принять ребенка, оставшегося без родителей или без их попечения, - дело чрезвычайно важное с позиции истинных человеческих ценностей и почетное с точки зрения социальной значимости.

"Сирота в дом - счастье в дом", "Помочь сироте, что к богу прикоснуться" - гласит народная мудрость. Но прием ребенка - это только первый шаг на дороге Вашей с ним совместной жизни. Воспитать ребенка - непростой труд. Особенно ребенка, который уже имел опыт сиротства, пережил горе, утраты, а нередко пренебрежение и насилие, утратил доверие к миру. Для этого нужны специальные знания, умения, глубокое понимание того, что происходит с семьей и ребенком.

    В числе тех проблем, с которыми сталкиваются замещающие родители уже после того, как ребенок-сирота был принят в семью, есть сугубо специфические для данного типа семей, а также те, которые можно назвать обычными для всех семей, независимо от того, какого ребенка они воспитывают. Некоторые проблемы, с которыми приходится иметь дело замещающим родителям, универсальны, но в структурной ситуации замещающей семьи они могут дать обостренный эффект.

      Например, подобные сложности возникают у ребенка переходного возраста по поводу своего происхождения. Редкой семье удается избежать напряженных, противоречивых, а подчас и конфликтных ситуаций в это время. Однако в случае замещающей семьи эта привычная, распространенная ситуация может переживаться более тяжело и восприниматься более драматично, чем в кровной семье. Например, если речь идет об опеке, оформленной бабушкой над внуком или внучкой. Тогда противоречия между внуком-подростком и его бабушкой-опекуном, свойственные переходному возрасту, будут выглядеть острее, к ним еще добавится поколенческий разрыв в культуре, разделяемых ценностях.   Часто случаются ситуации, когда бабушки, движимые состраданием и любовью к своему внуку или внучке, оформляют опеку, а по достижении подросткового возраста приходят и просят, чтобы опекаемого ребенка отправили в детский дом.

  К специфическим проблемам относится период психологической адаптации:    ребенок и замещающий родитель знакомятся, они стремятся понравиться друг другу, произвести друг на друга хорошее впечатление. После того, как ребенок становится членом семьи, наступает период эйфории, приподнятого настроения, когда все рады и счастливы, но этот «медовый» период заканчивается, и начинается реальность будней. Период притирки характеров, взаимной адаптации ребенка и родителей друг к другу подчас чреват конфликтами и психологической напряженностью. Спектр возникающих проблем может быть самым широким: от раздражения родителей по поводу того, что ребенок не обращает внимания на дорогие игрушки и слизывает побелку, до попыток ребенка подросткового возраста стать самым главным в семье.

   Ситуацию обостряет ещё одна проблема. Даже будучи изъятыми из семьи, дети по-прежнему продолжают горячо любить своих родителей, оправдывать свои поступки и поведение своих родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим объясняются трудности в адаптации к жизни в новых условиях и невосприимчивость к воспитательным воздействиям. И закрытость для социального опыта и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них.

Особую категорию детей, находящихся под опекой и попечительством, составляют дети, родители которых умерли. Они пережили кризис утраты. У таких детей появляется бессонница (когда ребёнка посещают ночные кошмары, он боится уснуть и увидеть это вновь), раздражительность, гнев, нарушения памяти, концентрации внимания.

В связи с этим очень важно в этот период обеспечить замещающие семьи грамотным психологическим сопровождением.

    Для каждой формы принятия ребенка в семью существует свой комплекс причин, в силу которых оказывается возможным отказ от ребенка и его повторное сиротство, помещение в детский дом.

     При безвозмездной опеке родственниками, которыми, как правило, является старшее поколение (бабушки и дедушки), критической ситуацией становится подростковый возраст опекаемого ребенка. Бывает так, что бабушка не может с ним справиться. Возраст замещающих родителей, который в настоящее время никак не оговаривается, нуждается в регулировании на законодательном уровне: необходимо прописать, что замещающий родитель не может быть старше определенного возраста.   

     Порой на роль приемных родителей или опекунов претендуют пожилые люди, неверно оценивающие как свои собственные силы, так и те трудности, с которыми им придется столкнуться. Проблема подросткового возраста возникает также и в приемных семьях. В связи с этим важно, чтобы психологические центры, в которые замещающий родитель мог бы обратиться за консультацией, располагались в пределах досягаемости.

     Существует еще ряд внутрисемейных обстоятельств, повышающих риск повторного сиротства. Например, невозможность ребенка установить контакт с другими родственниками, проживающими с его родителями под одной крышей, отсутствие контакта с другими детьми, если ребенок принимается в семью, в которой есть другие дети. Повысить риск повторного сиротства может изменение внутрисемейной структуры, например, смерть одного из супругов или болезнь старших родственников. Одной из самых распространенных причин отказов от приемного или усыновленного ребенка становятся проблемы со здоровьем, как правило, речь идет о неожиданно обнаружившихся у ребенка психических заболеваниях, поэтому   наиболее надежной формой принятия ребенка-сироты в семью, считается усыновление. Именно для этой формы характерно наименьшее число отказов. Опека и приемная семья представляют собой такие формы устройства ребенка-сироты, при которых его статус в семье не полностью укоренен: у приемных родителей и опекунов сохраняется возможность отыграть ситуацию назад. В связи с этим любое изменение внутрисемейной конфигурации повышает риск отказа от принятого в семью ребенка-сироты.

Проблемой может стать и возраст ребёнка, если замещающий родитель не рассчитал свои силы и возможности:  

    Дети дошкольного возраста отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениях со сверстниками, поэтому они проявляют большой интерес к взрослым, испытывают обостренную потребность во внимании и доброжелательности с их стороны.

    Для детей младшего школьного возраста характерны: неподготовленность к обучению, неуспешность, затрудненность учёбы, наличие пробелов в знаниях. Дети, находящиеся под опекой в результате лишения родителей родительских прав, проявляют с одной стороны агрессивность по отношению к взрослым, с другой - потребительский интерес.

   Младшие школьники, находящиеся под опекой, стремятся быть послушными, стараются угодить взрослому.

Подростки, находящиеся под опекой в результате лишения родителей родительских прав, часто характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, усугублением грубого нарушения дисциплины (бродяжничество, воровство).

У старших подростков неудовлетворенность в общении может компенсироваться изоляцией-стремлением уйти от общения, избежать контактов как с детьми, так и со взрослыми, агрессией-стремлением к разрушению отношений, направленных на нанесение физического или психологического вреда, ущерба. Она сопровождается состоянием гнева, враждебности, ненависти.

Таким образом, в семье, принявшей на воспитание ребёнка, существует множество проблем, обусловленных как предыдущей жизнью ребёнка, так и вхождением ребёнка в новую семью, но эти проблемы разрешимы.

 

 

 

 

Заместитель начальника межрайонного

управления № 6 -начальник отдела опеки и

попечительства граждан

по Нижнеудинскому району                                                            Т.Б.Ворошилова

Возврат к списку